Выступление на педагогическом совете
Выступление Руденко Г.В., учителя истории и обществознания по теме: «Накопление раздаточного материала как средство подготовки
учащихся к ГИА»
Как организовать обучение, чтобы подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Практика показывает. Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика.
Успех будет гарантирован, если при подготовке к ГИА выпускник учтет следующие рекомендации:
- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.
- При выполнении задания, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.
1) Одним изметодических приемом является отработка дат, хронологии.
На входной работе по обществознанию учащиеся давали такие определения понятиям:
- налог это когда человек отдаёт деньги за какое-то правонарушение; дополгительные деньги.
- гражданин – это человек, лишившийся прав, люди, которые служат богу.В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 5-6 классах учебные тренажёры-письма. В ходе игр: «Кто больше знает дат», Исторический бой», «Засекреченные даты» и др. отрабатывается знание дат той или иной темы.
Учащиеся письменно ежедневно выписывают термины в тетрадь, получают вопросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия
-экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);
-духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);
-право (характеристики отраслей права);
-государство (гражданское общество, формы государственно –территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).
Не зная терминов будет сложно ответить на вопросы КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь данное понятие.
Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.
При этом важно помнить, что заниматься только «теорией» нельзя. Повторив тот или иной блок тем, обязательно займитесь решением практических заданий разного уровня по этой теме.
2) Тренироваться мыслить логически
Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:
А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.
Б. Одним из условий участия в выборах является достижение 18-летнего возраста и наличие справки об отсутствии судимости.
При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.
Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.
3) Работа с картографической информацией.
«Читать» географическую и историческую карты наши ученики не любят и не хотят. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт.
Поэтому формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
4) Работа с иллюстративным материалом.
1. Перестрелка. При изучении тем, содержащих визуальную информацию, можно устраивать небольшую работу: класс разделяется на три условные группы по количеству рядов. На проектор выводятся изображения памятников культуры, или картины художников, или портреты исторических деятелей, или все вперемешку. Задача ребят – узнать как можно больше памятников (картин, личностей), отвечать можно как устно, так и письменно (тогда разделяться на группы необязательно). Плюс устных ответов в возможности совместно повторить все памятники, но есть и минусы – слабые или не замотивированные ученики могут «отсидеться» при такой форме работы, а общий шум в классе приветствуется не всеми учителями. Поэтому я чередую устную перестрелку и письменную, которая может выступать своеобразной формой промежуточного контроля.
2.Демонстрационная таблица. Одна из самых простых и доступных форм домашней или проверочной работы может быть представлена в виде информационной таблицы. Традиционно у меня на уроках она называется демонстрационная таблица. Таблица содержит приготовленные учителем наборы изображений и задания к ним на подбор минимальной информации.
|
Название памятника ____________________ При каком правителе построено___________ Город ___________________ Архитектор ___________________ Назначение _______________________ |
Заключение.
И главное. Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Нам, учителям, не хочется, чтобы на ЕГЭ по истории эксперты читали такие ответы:
- «Петр I жил нормально. Когда родился и умер, не могу сказать. Знаю, что запретил носить шапку и юбку. Его убили у себя в комнате. Он сделал везде черные ходы, а у себя в комнате не сделал».
- «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
- «Екатерина II продала Курильские острова Японии»;
- «В 1941 году даже интеллигенты сражались с интервентами - «Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;
Это наш смех сквозь слезы!
Закончить сегодняшнее выступление мне хочется словами немецкого педагога, либерального политика Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность