Выступление на методическом семинаре
Выступление на методическом семинаре по теме: Профессиональная компетентность педагога: вектор развития современного образования
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель
К.Д. Ушинский
В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание школы, основанной на принципах гуманной педагогики, отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Поэтому в настоящее время, резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Действительно, задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, выдвигается в качестве приоритетной в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года.
Непрерывное появление новых технологий и быстрые темпы устаревания старых предъявляют высокие требования к динамике рабочего места. В результате на смену понятию квалификация все увереннее приходит понятие компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Профессиональная компетентность – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Ведущими отечественными учеными разработаны модели профессиональной компетентности современного педагога. Каждый ученый предлагал свои составляющие, ноосновными из них являются: предметная, психолого-педагогическая и методическая.
В нашей школе работает «помолодевший» педагогический коллектив из 37 человек. Средний возраст коллектива 35 лет. 57% педагогического коллектива составляют учителя до 45 лет. Как же осуществляются обозначенные составляющие педагогической компетентности в коллективе.
1. Предметная компетентность включает:
знания в области преподаваемой дисциплины;
ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
владение методиками преподавания дисциплины.
Идет работа по повышению категорийности педагогов. Но увеличилось число учителей без категории. Этот факт объясняется тем, что 9 учителей, не имеющих категории, в сентябре прошлого года начали свою педагогическую деятельность в данной должности или в данном учреждении; 2 – вышли из отпуска по уходу за ребенком. В сентябре следующего года эта группа учителей будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2. Психолого-педагогическая компетентность: владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями;
умение выявлять индивидуальные способности учащихся и строить образовательный процесс с их учетом; для детей-инвалидов (5 человек) разработаны адаптированные программы обучения, поводятся коррекционные занятия с психологом; с апреля сформирована база олимпиадников.
умение выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов; на начало года создан банк данных с детьми учебного риска, в течение года проводятся занятия с данной группой детей по ликвидации пробелов.
В коллективе созданы педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, коллегами, родителями; благоприятный микроклимат.
В учреждении работает психолого-педагогическая служба. Специалистами психолого-педагогической службы проводятся ежегодные диагностические обследования школьников, разрабатываются коррекционные программы и отслеживается динамика изменений, проводятся мероприятия по профилактике негативных влияний на обучающихся. В прошлом учебном году дети активно участвовали в мероприятиях недели психологического здоровья: конкурсах, выставках, опросах.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Психолог работает не только с детьми, а также с педагогами, с родителями и другими участниками воспитательного процесса. Выступления на педсоветах, родительских собраниях:
1. «Стили семейного воспитания, и их влияние на формирование личности ребенка» Общешкольное родительское собрание.
2.«Работа с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Психологические особенности работы с родителями детей, оказавшихся в ТЖС»
3. «Группы смерти (Синий кит)» Общешкольное родительское собрание.
В нашей школе работа педагога-психолога тесно связана с работой социального педагога. Оба специалиста находятся в одном кабинете, что, позволяет обеспечить единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. В течение учебного года в результате совместных действий всего педагогического коллектива выявлен случай бродяжничества, 1 семья поставлена на внутришкольный учет, 3 детей направлены в реабилитационный центр, 3 ребенка переданы в детский дом.
3. Методическая компетентность: методическая тема школы: «Повышение уровня профессионального мастерства и развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения» (2 год) способствует развитию у педагогов профессиональной компетентности.
Проведены методические семинары, педагогические чтения:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Методические семинары: «Повышение квалификации педагогов: овладение алгоритмом написания самоанализа собственной педагогической деятельности (создание электронного портфолио)». |
октябрь
|
2 |
«Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения разнообразных форм, методов, приёмов и новых педагогических технологий (калейдоскоп педагогических идей)». |
ноябрь
|
3 |
«Методические особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации. (Представление опыта работы по осуществлению комплекса общих подходов, технологий, форм, приёмов и методов, обеспечивающих систему подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации в школе») |
Ноябрь
|
4 |
"Создание проблемных ситуаций как способ мотивации учащихся на уроках в свете реализации ФГОС НОО, ООО и СОО" |
Февраль |
Их целью был поиск новых разнообразных форм, методов, приёмов, педагогических технологий в работе учителя, совершенствование методики и практики использования развивающего и обучающего дидактического материала при подготовке учащихся к ГИА; совершенствование методической подготовки учителя в условиях внедрения ФГОС; преодоление затруднений педагогов при написании самоанализа деятельности, составление электронного Портфолио.
Вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса.
- О работе Школы молодого специалиста
- Из опыта работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ по химии, биологии, истории, обществознанию.
- О работе педагогов по использованию оптимальных форм и методов организации работы со слабоуспевающими учащимися»
- Работа учителей по темам самообразования.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и найти для себя новое, рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Система работы с молодыми специалистами.
Молодыми (начинающими) специалистами в школе 6 человек, за которыми закреплены наставники.
На начало учебного года составлен план работы школы молодого педагога, включающий в себя различные мероприятия, систематизируется материал по вопросу методического сопровождения молодых специалистов. Обеспечено информационное и методическое сопровождение данных учителей, посещаются уроки администрацией и коллегами с целью оказания методической помощи. За истекший период все молодые (начинающие) специалисты приняли участие в предметно-методических неделях, заседании Методического совета. 1 молодой учитель приняла участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют». Молодые педагоги посещают также семинары в рамках районной Школы молодого педагога. Они – активные участники её заседаний.
В прошлом учебном году на базе школы проходил методический семинар для молодых педагогов района.
Важное место в развитии профессиональной компетентности учителя занимает портфолио, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности: с помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.
Во всех перечисленных компетентностях виден образ педагога, который сегодня и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сегодня же особую актуальность приобретает не столько создание модели современного педагога, сколько создание модели условий, в которых такой педагог имел бы возможность успешно и непрерывно развиваться. Для администрации школы этот вопрос на сегодняшний день занимает первостепенное положение. Мы ясно представляем себе направления работы, результатом которой станет свободно и активно мыслящий, прогнозирующий свою деятельность, эффективно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог.
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность