Программа "Школа вожатого"
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3
2. Тематический план…………………………………………………...7
3. Содержание изучаемого курса………………………………………8
4. Методическое обеспечение …………………………………………9
5. Кадровое обеспечение……………………………………………….10
6. Материально-техническое обеспечение…………………………..11
7. Список литературы…………………………………………………..12
1. Пояснительная записка
В последнее время наблюдается возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.
Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно.
Программа «Школа вожатого» ставит своей целью подготовить школьников старшего возраста к летнему сезону для работы в лагерях дневного пребывания.
Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что существующие программы школ вожатых предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов. Данная программапредполагает обучение старшеклассников, работающих
в школьных лагерях дневного пребывания.
Возраст воспитанников – 14-16 лет (учащиеся 8-9 классов). По программе занимается 10 человек.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к обучению вожатых.Теоретические и практические занятия проводят педагог-психолог и педагог-организатор по направлениям:
- функции вожатого;
- психология детей;
- детский коллектив;
- организация детского досуга;
- игровая деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.
Принципы деятельности Школы:
- использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам в организации обучающего процесса;
- преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
- реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;
- использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
- принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанников к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
- принцип технологичности профессиональной подготовки воспитанников (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);
- принцип воспитывающего взаимодействия;
- принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.
Программа краткосрочная. Занятия проводятся по 4 академических часа 3 дня, общий объем нагрузки составляет 12 часов. Программа носит практико-ориентированный характер. В составе курса - теоретические занятия (4 часа), на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия (8 часов), цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.
Отличительной особенностью программы «Школа вожатого» является то, что в ней занимаются старшеклассники всего города, что позволяет им обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы.
Цель:подготовка вожатых для работы в детских лагерях дневного пребывания.
Задачи:
· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;
· овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;
· развитие социальных и коммуникативных навыков;
· развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.
Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:
- центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);
- курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);
- «Школа вожатого»(г. Липецк);
- «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей. Вожатый должен:
Знать:
- Обязанности вожатого;
- Возрастные психологические особенности детей;
- Особенности временного детского коллектива;
- Способы профилактики конфликтов;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;
Уметь:
- Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;
- Оформить отрядный уголок;
Владеть:
- Социальной компетентностью
Критерии: - навыки работы в группе;
- навыки организатора группы;
- владение возможными социальными ролями в коллективе;
Показатели: - организация деятельности группы;
- выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора;
- Коммуникативной компетентностью
Критерии: - умение предъявлять себя окружающим;
- умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;
- умение вести дискуссию;
Показатели: - признание и уважение коллектива;
- желание работать в одной группе;
- общественные отзывы и мнения;
Оценка результатов работы осуществляется в ходе решений тестовых заданий по пройденным темам курса, методики «КОС» (см. Приложение №1), педагогического наблюдения (см. Приложение №2), собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных отрядных дел, анализа информации о работе воспитанников в лагерях дневного пребывания.
По прохождении полного курса программы воспитанникам выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого» (см. Приложение №3).
Итоговой формой контроляявляется городской конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей «Вожатый года» (см. Приложение №4), который проходит в период летних лагерных смен. В конкурсе принимают участие воспитанники, прошедшие курс обучения по программе и работающие в городских лагерях дневного пребывания.
2. Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Организация летнего лагеря |
2 |
1 |
1 |
2 |
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Детский коллектив. Конфликты в нем |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Организация отрядного дела |
4 |
1 |
3 |
5 |
Игра – дело серьезное |
3 |
1 |
2 |
6 |
Оформление отрядного уголка |
1 |
- |
1 |
Итого: |
12 |
4 |
8 |
3. Содержание курса
Тема 1. Организация летнего лагеря
Теория. Логика развития смены.Режимные моменты. Роль вожатого в жизни отряда.
Практика. Разработка «Этического кодекса» вожатого.
Тема 2. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста
Теория. Возрастные психологические особенности детей.
Практика. Работа в группах по методике «ССВУ-анализ».
Тема 3. Детский коллектив. Конфликты в нем.
Теория. Особенности временного детского коллектива. Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Практика. Решение проблемных ситуаций
Тема 4. Организация отрядного дела
Теория. Как организовать отрядное дело; как разработать, подготовить и провести КТД; виды КТД; как организовать игры.
Практика. Коллективное творческое дело «Сказочный переполох»; Отрядный огонек.
Тема 5. Игра – дело серьезное
Теория. Подвижные игры. Интеллектуальные (спокойные) игры.
Практика. Игры на знакомство; Игры на сплочение; Игры на выявление лидера; Игры на снятие тактильного барьера; Игры на доверие (см. Приложение №5).
Тема 6. Оформление отрядного уголка
Практика. Оформительский практикум.
4. Методическое обеспечение программы
Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:
· Технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
· Сократовский развивающее-вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос;
· Репродуктивный метод обучения. Используется для закрепления знаний, умений и навыков путем точного воспроизведения по образцу;
· Метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации;
· Игровой метод. Используется как ведущий метод познания;
· Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.
Формы занятий:
- Лекция;
- Беседа;
- Работа в группах;
- Практическая работа;
- КТД;
- Отрядное дело;
- Оформительский практикум.
5. Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический процесс осуществляют вожатая и психолог МОУ «СОШ № 7 с.Отказного Советского района» - люди, имеющие опыт организационной и психологической работы с детьми.
Вожатая проводит обучение по темам: «Организация летнего лагеря», «Организация отрядного дела»,«Игра – дело серьезное», «Оформление отрядного уголка».
Педагог-психолог проводит занятия по темам: «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста»,«Детский коллектив. Конфликты в нем».
В качестве консультантов приглашаются заместитель директора по воспитательной работе, учитель ИЗО.
Педагоги организуют образовательно-воспитательную работу, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в практических занятиях.
6. Материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы не требует особых материальных затрат. Для занятий необходим кабинет, столы, стулья. Изучение тем, связанных с оформлением отрядного уголка, проведением КТД требует наличия ватмана, цветной бумаги, маркеров, карандашей, клея.
Тема «Оформительский практикум» предполагает наличие компьютера, проектора, экрана.
Основной материал курса передавался воспитанникам на электронных носителях для последующего использования в практической деятельности.
7. Литература
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1991.
2. Беляков Ю.Д. Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС-8. –М.: Педагогическое общество России, 2004.-192с
3. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
4. Возьмитесь за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО “Игра – дело серьезное”. М., 1996.
5. Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
6. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
7. Детство: Краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.
8. Коваль М.Б.Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительных учреждений. М., 1998.
9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Вестник образования – № 2, 2005.
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6, стр. 12.
11. Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып.8./ Ред. Н.Б.Крылова. М., 1998.
12. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сост. Г.П. Лысюк. – Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
13. Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел.
14. Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
15. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
17. Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
18. Таран Ю. Н.Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. - Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. – 176 с.
19. Фантазия + творчество = каникулы: Метод. и практ. материалы в помощь организаторам оздоровит. отдыха детей и подростков. М., 1994.
20. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 261 с.
Приложение №1
ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
(методика КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина)
Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки дли ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) — поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».
Вопросник КОС
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем- то из ваших товарищей?
3. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств .с разными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проше проводить время с книгами или с какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из- за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с незнакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Дешифратор
Коммуникативные склонности:
• положительные ответы — вопросы первого столбца;
• отрицательные ответы — вопросы третьего столбца
Организаторские склонности:
• положительные — вопросы второго столбца;
• отрицательные — вопросы четвертого столбца.
2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным (Кх), организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:к 20 0 20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк |
Ко |
Шкальная оценка |
0,10—0,45 |
0,20—0,55 |
1 |
0,46—0,55 |
0,56—0,65 |
2 |
0,56—0,65 |
0,66—0,70 |
3 |
0,66—0,75 |
0,71—0,80 |
4 |
0,76—1,00 |
0,81—1,00 |
5 |
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры.
1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тя-
жело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
4. Испытуемые, получившие оценку4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в. новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Приложение №2
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. Под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. В процессе наблюдения фиксируются только внешние появления поведения ребенка (его действия, высказывания, реакции), а не свои оценочные реакции.
Общие требования к записи наблюдений
1. Запись наблюдения должна бытьфактологична, чтобы читающий ее человек «увидел» картину наблюдаемого явления собственными глазами. Она должна включатьописание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие.
2. Запись должна по возможности полно в соответствии с целью отражать изучаемую реальность. Записывать нужно события как таковые: что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о поисходившем
3. Примером хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме может служить следующая: «Наташа подошла к воспитателю, попросила разрешения остаться в швейной мастерской еще на час, объяснила, что хочет дошить юбку. На предложение воспитателя помочь в работе заулыбалась, стала показывать свое изделие, обрадовалась, когда ее похвалили за выбор фасона, через полчаса закончила работу и удивилась, что сделала ее быстрее, чем планировала».
4. Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа: «Дети с интересом прослушали рассказ о профессии строителя и сделали вывод о ее привлекательности и необходимости получать образование в строительном училище». В записи не отмечено, в какой форме дети сделали этот вывод, нельзя заключить о степени понимания ими содержании беседы, уровне развития способностей к анализу профориентационной информации. Не отмечено, какого типа вопросы они задавали, как реагировали на предложения взрослого выполнить пробное задание и т. п.
Приложение №3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №7
с.Отказного Советского района»
СЕРТИФИКАТ
участника программы «Школа вожатого»
Выдан ____________________________________________________
_____________________________________________________
Удостоверяет, что он(а) пронимал(а) участие в курсовой подготовке по программе «Школа вожатого». Объем курсовой подготовки – 12 часов.
Директор МОУ «СОШ № 7 с.Отказного
Советского района» Г.В.Руденко
2016г
Приложение №5
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
ПОСМОТРИ-КА НА МЕНЯ
Эта игра позволяет детям быстро запомнить друг друга внешне. Все становятся в круг, и вожатый дает задание: через одну минуту построиться в линию по цвету глаз. Справа налево, от темных к светлым. Как только ребята выполнили первое задание, они снова становятся в круг, чтобы лучше видеть друг друга, и им дается второе задание: построиться в линию по преобладающим цветам в одежде, слева направо, от более светлых цветов — к более темным. Далее конкурсы переходят к шуточным - по величине ушей, длине носков, шнурков, длине волос и ресниц. Проявляйте фантазию!
ИСТОРИЯ
Вожатые делят отряд на две команды, используя любой вариант разбивки. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и он команды как бы меняются местами, то есть команда "А" рассказывает про команду "Б" и наоборот. Побеждает та команда, которая допустит меньшее количество ошибок.
БЕЛКА
В отрядной комнате ставятся две скамьи — друг напротив друга. Отряд рассаживается на них произвольно. Затем вожатый говорит: "Прошу сесть на правую скамью тех, кто любит эстрадную музыку, а на левую — тех, кто любит классику." Ребята переходят на ту скамью, которая им подходит. Затем вожатый снова дает какое-либо задание, и дети снова пересаживаются. Таким образом, вожатый может выяснить интересы детей, задавая интересующие его вопросы. Игра рассчитана на ребят 11–13 лет и проводится в последние дни организационного периода.
ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ
Все участники становятся в круг, ведущий включает музыку, и показывает ребятам определенную композицию движений, выполняемых ногами. Дети повторяют движения. Затем музыка выключается, и все начинают выполнять движения чуть быстрее, чем раньше. Тот, кто запутался, вытягивает карточку с заданием и выполняет его. Затем игра продолжается еще быстрее до тех пор, пока не останется 1 человек, выполняющий упражнения быстрее всех. Запутавшиеся игроки после выполнения заданий выбывают из игры.
Игра проводится с детьми младшего возраста.
ИМЯ В ЦЕНТРЕ
Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши или все Лены. Круг начинает скандировать их имена в так музыке. Так до тех пор, пока все имена не побудут в центре. Таким образом, каждый ребенок получает возможность «показаться в первый день и узнать, как зовут его соседа.
БИНГО
Играющие образуют два круга. Один в другом, с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны под слова: «Мой лохматый серый песик у окна сидит Мой лохматый серый песик на меня глядит. Бинго, Бинго, - да, Бинго звать его. Слово Бинго произносится отдельно по буквам, причем на каждую букву, стоящую во внешнем кругу, ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву нового человека. Последняя буква О говорится протяжно, и последние слова «Да, Бинго звать его!», пара произносит вместе, держась за руки. После чего представляются друг другу по именам. Так до тех пор, пока все не перезнакомятся.
КОЗА
Играющие образуют круг. В центре – водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:
«Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу».
Далее они начинают выполнять различные движения под декламирование круга:
«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся!»
Идет знакомство. Пара расходится, приглашая ребят из круга, игра продолжается. Теперь в кругу – две пары. И так далее, пока все пары не встанут в круг.
ДРУЖБА
Играющие встают по тройкам в затылок друг другу, образуя круг. За кругом находятся два ведущих (если круг большой – две пары ведущих). Ведущие, обходя круг, выбирают одного из любой тройки, знакомятся с ним, встают новой тройкой в круг. Освободившиеся два человека становятся ведущими. Игра продолжается.
СУЕТА СУЕТ
Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано свое задание. Суть одна: записать на клеточку имя человека, который (тут простор для вашей фантазии): любит рыбу; держит дома собаку; любит звезды. Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например: выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.
Снежный ком. Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих и свое. И так далее, пока первый не назовет имена всех сидящих в круге. Игру можно усложнить, называя имена с середины, с конца.
БИЛЕТИКИ
Играющие образуют два круга. Девушки – внутренний, юноши – внешний, и встают лицом друг к другу, образуя пары. Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц». По команде ведущего: «Поехали!» круги начинают вращаться в разные стороны.
Ведущий кричит: «Контролер!» Билетики остаются на местах, а пассажиры должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот билетик, который ему понравился. Пассажир, оставшийся без билета, становится водящим – «зайцем. При встрече «билетик» и пассажир» знакомятся. Через некоторое время пассажир может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему билетик. Игру можно сопровождать музыкой.
ФИГУРЫ
Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся двумя руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, не размыкать, построить квадрат (равносторонний треугольник), используя только устные переговоры. Сообщается также, что игра – на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить организаторов.
ПАЛЬЧИКИ
Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руки, и ровно столько человек должны подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5…), наблюдая при этом, кто чаще всех встает. Эти люди (их обычно по 3-4), так называемая «совесть» этой группы, т.е. которым в оргпериод можно что-нибудь поручить, найти у них поддержку.
ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА
Играющие стоят за стульями. По команде ведущего «Делай раз!» они должны поднять стулья и опустить их, но одновременно (без дополнительной команды ведущего). Важно заметить того человека, который самый первый скомандует «3-4» или «опустили». Это – лидер-организатор.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ЗМЕЙКА
Дети выстраиваются в колонну, каждый держит за пояс впереди стоящего. Последний человек в колонне — это хвост, а первый — голова. Задача головы — поймать хвост. При этом тело змеи не должно распадаться, то есть, руки нельзя расцеплять. Когда голова поймает хвост, можно выбрать новый хвост и новую голову.
МОЛЕКУЛА
Определяется площадка без опасных препятствий. Выбирается водящий — "молекула". Все играющие — "атомы". Они рассеиваются по площадке в произвольном порядке, и водящий начинает догонять игроков. Тот, кого осалили, берет за руку водящего, и они вдвоем догоняют остальных. Игра заканчивается тогда, когда все играющие и водящий держатся за руки, то есть, все пойманы.
ЭСТАФЕТА-ПАРОВОЗИК
Несколько команд из 4 человек.
Минимум 2 черты (старт и финиш), расположенные в 10 метрах на свободной площадке.
Цель: сформировать первый поезд, прибывающий на вокзал.
Правила: Игроки размещены на линии отправления. Первый игрок каждой команды — "локомотив", его партнеры — "вагончики". По сигналу "локомотив" бежит до вокзала (линия финиша прибытия), потом возвращается, пятясь задом к линии старта, где к нему цепляется первый "вагончик". Затем двое игроков направляются к вокзалу бегом или шагом, потом, пятясь, возвращаются, цепляют второй "вагон" и так далее.
Выигрывает команда, первой сформировавшая весь состав и прибывшая затем на вокзал.
СМЕНА ЗОНЫ
Площадка, разделенная на три зоны.
По две пары защитников, нападающие в каждой зоне (или 2 команды по 6 игроков), 4 или 5 мячей.
Цель: Набрать максимальное количество очков за определенное время (1–3 минуты), делая передачи.
Правила: Обмен сделан в той же зоне — 1 очко; обмен сделан между соседними зонами — 2 очка; обмен сделан между 1 и 3 зонами — 3 очка. Если игрок вывел из своей зоны или за пределы площадки, мяч передается сопернику. Когда мяч выходит за пределы площадки, вбрасывается новый мяч, чтобы избежать потери времени. По истечении назначенного времени считают очки, и команды меняются ролями.
РАЗРУШЕННЫЙ ЛАГЕРЬ
2 команды, размещенные по одну и по другую сторону нейтральной зоны.
1 мяч.
Цель: поменять лагерь.
Правила: игрок, выделенный каждой командой, занимает место в лагере противника, откуда он старается послать мяч игрокам своей команды. Если игрок поймал мяч, он присоединяется к своему посланцу в чужом лагере с мячом. Команда, первая поменявшая лагерь, выигрывает.
ТРИ ПОДСКОКА
2 команды. Площадка, разделенная на 2 части и перегороженная нейтральной зоной. 1 мяч.
Страница 10
Цель: заставить подскочить не менее 3 раз мяч в лагере противника.
Правила: Игроки должны бросать мяч только из своего лагеря, не заходя в нейтральную зону, команда противника должна стараться перехватить мяч прежде, чем он сделает 3 подскока. Если мячу это удалось, команда получает очко. Мяч бросается в другой лагерь с того места, где он был пойман или сделал третий подскок.
ИГРЫ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ, СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА, ЗНАКОМСТВА
ГУСЕНИЦА
Группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку заднему. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад. При этом задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
ОБУВНАЯ ФАБРИКА
Все снимают обувь и кладут ее в центр круга, каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой обутую в парную обувь.
ЭТО МОЙ НОС
Что вы ответите человеку, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?» Ну, вы можете показать на свою голову и сказать «Это мой локоть?» тогда он, возможно, покажет мне свою ступню и скажет «Это моя голова!» Это новая игра и тест на координацию рук и глаз, который показывает, насколько долго вы можете продержаться, называя части тела, которые только что показал ваш партнер, и в то же время, указывает на другую часть своего тела.
ИГРЫ
Теневой вождь. Один из играющих выходит из комнаты. Остальные члены команды выбирают «вождя», который задает группе любые движения и меняет их через некоторое время. Задача вошедшего определить «вождя». В случает удачи «вождь» сам выходит за дверь и игра повторяется с новым «вождем».
НИКОГДА
Члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не…(делал чего-либо)». Тот, кто делал предложенное действие – загибает палец. Игра хорошо помогает при знакомстве.
ЗООПАРК
Члены группы встают в круг и держат друг друга под руки. Ведущий каждому говорит название животного. После этого ведущий громко называет одно из имен. Ребята с эти именем должны поджать ноги. Остальные должны удержать их. Лучший эффект достигается при большом количестве одного из них.
Узелки
Группа встает в круг и вытягивает руки в центр. После случайного сцепления рук, группе предлагается развернуться в круг так, чтобы рядом стояли люди со сцепленными руками.
ФРУКТЫ
Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа «Яблоко любит апельсин». После этого «апельсин» должен назвать новую пару. Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться «апельсина», то они меняются местами.
ТУТТИ-ФРУТТИ
Команда делится на два или более фронтов и выбирает себе имя – фрукт. Один человек стоит в центре и рассказывает какую-либо историю. Как только он использует одно из названий фронтов, члены этого фронта должны поменяться друг с другом. Если произносится «Тутти-фрутти», то все члены всех фронтов должны поменяться местами.
ИГРЫ НА ПОНИМАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ
ПАРЫ
Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину, в таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению (можно под музыку). Разговаривать нельзя.
Главная задача участников – найти каналы интуитивного понимания партнера, которое всем нам необходимо в жизни среди людей.
МУХА
Все участники воображают перед собой квадрат, разделенный на 9 клеток. В центре находится муха, движением которой мы будем по очереди управлять. Своим приказом ее можно перемещать либо по оси «вверх-вниз», либо по оси «вправо-влево» на одну клетку. Ходы делаем по очереди, и проигрывает тот, после чьего хода муха окажется выведенной за пределы игрового поля. Нельзя делать «обратные ходы».
ОСТРОВА
У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по своей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров. В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т.п.
Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Сумейте корректно перейти к подобным ситуациям в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кого относится к «гадким утятам» и т.п.
ПРИСОЕДИНИСЬ К ДРУГОМУ
Работа в паре. У одного – установка «присоединиться», у другого – «не принять. «Присоединяющийся» через улыбку, прикосновение, взгляд и т.п.
Все как в жизни, это понимает каждый участник, и логичным будет перейти после упражнения к разговору о том, что именно дает нам возможность найти путь к «сердцу», «душе» другого, порой совсем чужого, человека: умение улыбаться? А может, умение понять состояние, внутреннее настроение этого «другого»?
РУКОПОЖАТИЕ
Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.
Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность