Программа мероприятий по антикоррупционной пропаганде
Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 с.Отказного
Советского района» Ставропольского края
2015 - 2018 год
Введение
В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся получают
целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не
ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом.
Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания.
Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.
1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе.
Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Выделяются следующие признаки коррупции:
1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.
2. Стороны действуют по обоюдному согласию.
3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.
4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках
правоведения;
обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности. В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем.
Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.
В работе с учащимися 10–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое вниманиеобращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.
2. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе
Учебными предметами, содержание которых влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. В начальном звене учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости, нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости, об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины,
Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупцонного просвещения:
И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» И. Токмакова. «Это ничья кошка», В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,
Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек», Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел»
В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», В. Берестов. «Бабушка Катя», М. Зощенко, «Не надо врать», русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Толстой. «Прыжок», «Акула», Б. Заходер. «Серая Звездочка», Н. Артюхова. «Большая береза», А. Чехов. «Мальчики»
В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
Общество– люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья– самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный, коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.
К концу обучения учащиеся начальной школы должны иметь представления о:
товаре как о благе;
собственных затратах;
рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем;
услугах как особой форме коммерческой деятельности;
материальных затратах;
капитале как о деньгах, приносящих прибыль, и т. д.
В рамках темы «Этика и мораль предпринимательства» могут рассматриваться следующие вопросы антикоррупционного воспитания: цена слова, соблазн получения прибыли любым путем, экономически целесообразный выбор и т. д.
Интересным и важным представляется обсуждение характеристик и деловых качеств героев сказок. В конце курса проводится итоговый разговор на тему «Кто ищет друга без недостатков, тот остается без друзей». Учащиеся пробуют примерить на себя различные роли и поразмыслить, кем бы они хотели быть во взрослой жизни и какие качества для этого требуются. Младшие школьники знакомятся с такими ценностями, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика с людьми в различных ситуациях; общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия, и осознают их. Это позволяет добиться позитивных результатов в ориентировании учащихся на то, что признается (является) добром, а что – злом. У учащихся 1-й ступени школы закладываются компоненты антикоррупционного сознания. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, бескорыстного служения Отечеству, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги. В то же время воспитывается неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции и юридических аспектов ее проявления в курсах обществознания в основной школе.
Темы классных часов и родительских собраний :
1-й класс
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
«Что значит любить маму (папу)?»
«Неженки и сорванцы»
«А если с тобой поступят так же?»
Нужны ли в 1-м классе отметки?(О развитии самосознания ученика-первоклассника)
2-й класс
«Добро – для одного, а для других?»
«Кого мы называем добрым?»
«Подарки и другие способы благодарности»
«Деньги: свои и чужие»
«Стимулирование школьника: кнут или пряник?»(Методы педагогического воздействия на ребенка)
3-й класс
«Это честно?»
«Можно и нельзя»
«Как у нас в семье празднуются дни рождения?»
«Мои друзья – мое богатство»
«Место ребенка в детском коллективе».(Атмосфера жизни семьи как фактор психического здоровья ребенка)
4-й класс
«Что такое справедливость?»
«Упорство и упрямство»
«Мы все разные, но у нас равные права»
«Как прожить без ссор?»
«Всегда ли родитель прав?» (Способы общения в семье)
Итоговым мероприятием каждого года может быть праздник: «День подарков ПРОСТО ТАК», «Город мастеров»,
Цель праздников: формирование мотивации, интереса к совместной деятельности (порадовать окружающих людей и получить удовольствие от их радости).
В соответствии с планом воспитательной работы школы (по решению методического объединения) согласовываются тематика, время проведения, определяются учителя, ответственные за подготовку различных видов деятельности (оформление, музыкальное сопровождение, приглашение сторонних гостей, ведущие).
Девиз каждого праздника: «Никто не должен уйти грустным или обиженным».
Разрабатывается проект участия каждого класса в празднике (совместно классный руководитель со своим детским коллективом).
Итоговый этап – самый яркий эмоциональный момент праздника – дарение и получение подарков, призов, наград, совместное чаепитие и угощение друг друга изготовленными изделиями.
Список литературы
Для учителя
Классные часы: внеклассная работа: 1–4 классы / сост. М.А. Козлова. – М.: Экзамен, 2009.
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
Проблема нравственного становления: материалы для родительских собраний / сост. Л.В. Бударникова, Г.П.
Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1–4 класса. Глобус, 2008.
Сценарии школьных праздников:
метод. пособие / Н.Б. Троицкая, Г.А. Корол?ва. – М.: Дрофа, 2004.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4 т. / пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
Этика и право в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир»: книга для учителя. – СПб.: Перспектива, 2009.
Для учащихся:
Культура общения: книга для учащихся. 1 кл. / сост.: Н.А. Лемяскина. И.А. Стернин; под общ. ред. д. ф. н., проф.
И.А. Стернина. – Воронеж: ВИПКРО, 2002.
Культура общения: книга для учащихся. 2 кл. / сост.: Н.А. Лемяскина. И.А. Стернин; под общ. ред. д. ф. н., проф.
И.А. Стернина. – Воронеж: ВИПКРО, 2004.
Культура общения: книга для учащихся. 3 кл. / сост.: Н.А. Лемяскина. И.А. Стернин; под общ. ред. д. ф. н., проф.
И.А. Стернина. – Воронеж: ВИПКРО, 2006.
Культура общения: книга для учащихся. 4 кл. / сост.: Н.А. Лемяскина. И.А. Стернин; под общ. ред. д. ф. н., проф.
Учимся думать о себе и о других: книга для чтения и размышления. – СПб., 1996.
Для родителей:
В содружестве с родителями:
сборник. – Самара: Изд-во «Учебная литература»; Издательский дом «Ф?доров», 2008.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. – М.: ООО «Этрол»; ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.
3. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в средней школе.
Основная воспитательная работа с учащимися 5–7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки; вторая -получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг; третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.
Особенность этих игр заключается в их определенной провокационности. При наличии у педагога страхов перед возникновением конфликтов в этих играх их проводить не стоит. В целом, следует понимать, что стереотипы нашей жизни формируют готовность к коррупционному поведению. Поэтому разрушить эти стереотипы можно только в ситуации конфликта.
Примерная тематика классных часов в 5–7-х классах:
1. Быть честным.
2. По законам справедливости.
3. Что такое взятка.
4. На страже порядка.
5. Проблема «обходного» пути.
6. Откуда берутся запреты?
7. Что такое равноправие?
8. Быть представителем власти.
9. Властные полномочия.
10. Когда все в твоих руках.
11. Что такое подкуп?
Нарушение многих правил кажется ребенку достаточно естественным. К примеру, большинство детей легко относятся к списыванию. Наличие большого количества формальных правил, большинство из которых сложно соблюдать, приучает к тому, что любое правило можно обойти. В процессе воспитания необходимо соединять три составляющих:
Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона.
Создание большинства прозрачных и понятных процедур.
Объяснение учащимся обычных способов решения проблем.
Следует отметить существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.
Тематика классных часов для учащихся 8–9-х классов:
1. Что такое коррупция?
2. Коррупция как противоправное действие.
3. Как решить проблему коррупции?
4. Откуда берется коррупция?
5. Закон и необходимость его соблюдения.
6. Как разрешать противоречия между желанием и требованием?
7. Государство и человек: конфликт интересов.
8. Требования к человеку, обличенному властью.
9. Зачем нужна дисциплина?
10. Преимущество соблюдения законов.
В работе с учащимися 7–9-х классов особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение. Особенностями антикоррупционного воспитания при работе с учащимися 7–8-х классов является направленность на становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий. Основной формой воспитательной работы становится дискуссия, в ходе которой выражается собственное мнение.
4. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников 10-11классов.
Для учащихся 10–11-х классов предлагается проведение социального практикума «Боремся с коррупцией», в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки. Данный практикум может включать в себя следующие темы для обсуждения и осмысления:
Поступление в вуз.
Сдача экзамена.
Несоблюдение правил дорожного движения.
Получение пособия.
Получение справки.
Разрешение конфликта.
Организация предпринимательской деятельности.
Основной формой осуществления социального практикума будет являться дискуссия. Самоопределение учащихся во время занятий социального практикума позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий. Классный час может быть рассмотрен как определенный разговор классного руководителя с учащимися.
Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.
Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на обеспечение мотивации и включение в разговор.
Этап 2 «Точка зрения» направлен на выявление позиции участников беседы по заданной теме.
Этап 3 «Информационное сообщение» включает изложение аргументов и новых фактов. Существуют различные варианты данного изложения:
?Рассказы педагога, гостей, учащихся.
?Кино, видео.
?Организация дискуссии.
?Чтение.
?Групповое выступление.
Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена).
Этап 4 «Понимание» направлен на анализ того, что услышали и поняли участники беседы. Для этого с помощью специально подобранных вопросов организуется общее обсуждение темы и содержания беседы.
Этап 5 «Обобщение» обеспечивает логическое завершение беседы. Этап 6 «Послесловие» позволяет поразмышлять о будущем. Выражается вера в полезность прошедшей беседы и успешность поведения воспитанников в будущем.
Для учащихся можно провести классные часы следующей тематики:
?Коррупционное поведение: возможные последствия.
?Российское законодательство против коррупции.
?Быть честным.
?Поступить по справедливости.
В процессе подготовки беседы следует обратить внимание на подбор примеров из реальной жизни.
Классный час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Выступление-увлечение для учащихся может быть организовано по следующим темам:
?Коррупция – порождение зла.
?Коррупционеры разрушают страну.
?Жить по совести и чести.
?Путь к справедливости.
Возможная тематика классных часов:
«Возможно ли преодолеть коррупцию?»
«Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?»
«Причины коррупции их преодоление.»
Классный час – коррекция точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.
Тема классного часа – коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам коррупции может быть организовано по следующим темам:
«Негативные последствия коррупции.»
«Сказать коррупции: нет.»
«Коррупция: иллюзии и реальность»
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность