Формы и методы работы с семьей ученика
Формы и методы работы с семьей ученика
В МОУ «СОШ №7 с.Отказного»
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создают благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителяразнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы с родителями:
Посещение семьи— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями— письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители входят как равноправные члены в Управляющий совет школы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Организация совместных досуговых мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Так проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время, имело большое воспитательное значение.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования. Одна мама имеет возможность собирать у себя дома девочек, она возглавила домашний кружок «Хозяюшка», и этим оказывает классному руководителю огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Университет педагогических знаний— это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Конференция— форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. К ним обычно готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые урокиобычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.
Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями были следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Направления, формы и методы приемлемые для работы
с семьёй в условиях инклюзивного образования.
Ребенка с ограниченными возможностями здоровья, часто называют «особым ребенком». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают, как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Чем сильнее выражена степень интеллектуально недостаточности или нарушения физического развития ребенка, тем в большей степени он приковывает внимание родителей. Процесс воспитания и ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от всех членов семьи огромного терпения, оптимизма, умения радоваться даже самым незначительным достижениям.
В связи с этим именно семья обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи и развитию детей. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, что в результате позитивно сказывается на состоянии ребенка.
Начинать работу с семьей необходимо с самого начала- с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения личности родителей еще не стали стойкими и подаются коррекции.
Работа с родителями, детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение следующих задач:
• Формирование у родителей активной жизненной позиции
• Диагностику межличностных отношений в семье и стилей общения взрослых с ребенком и оптимизацию внутрисемейных отношений
• Формирование у родителей представлений о формах и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Практическое обучение методам и приемам воспитания и развития ребенка в семье.
Содержание практической работы с семьей определяется характером ее проблемы. Практическая деятельность позволила мне выделить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Беседа. Это метод, во–первых, дал мне возможность выяснить трудности данной семьи, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становиться методом воздействия на семью; в – третьих, выполняет консультативную функцию. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
Консультации. Психологическому просвещению родителей способствует широкое внедрение в работу консультативного материала. Консультирование по содержанию может быть:
1. Социально-правовым
2. Социально- педагогическим
3. Социально-психологическим
4. Информационным.
Особым спросом пользуются консультации «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста», «Проблемы маленького ребенка», «Несколько советов к Вашему опыту» и другие.
Родительский клуб. Главной проблемой, с которой я столкнулась - недостаток образовательного уровня и психологической грамотности родителей детей групп раннего возраста. В сложившейся ситуации наиболее рациональной и реальной формой работы является создание родительского клуба.
Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения. Психологические знания, полученные в этом клубе, помогают родителям понять особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, путями их преодоления, с социальным и медицинским взглядом на проблемы детей, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать семью на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной. Родители хорошо освоили тренинговые упражнения: «Составь психологический портрет ребенка раннего возраста», «Вычерти профиль своего ребенка» и т.д; всегда с интересом участвовали в играх, вместе со своими детьми.
Родительские собрания - распространенная форма работы с семьей, имеющая практическую направленность, помогла родителям овладеть приемами реабилитации детей в домашних условиях.
Семинары - практикумы «Помоги своему ребенку» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста со схожими проблемами. Объединенные общими проблемами родители, откровенно обсуждали наболевшие темы, совместными усилиями находили пути решения. Положительным результатом такой работы является дальнейшее общение участников за пределами учреждения.
Совместный семейный досуг, как одна из форм работы с семьей, помогает восполнить пробел общения, взглянуть на ребенка со стороны, весело и с пользой провести время.
Интернет. Еще одной эффективной формой взаимодействия с семьей является интернет. В будущем планирую, создание микроблога «Помощь родителям» на сайте учреждения, в котором будет размещен консультативный материал, игры для коррекции и развития ребенка в домашних условиях, методы диагностики, статьи и рекомендации по работе с детьми, имеющими разные категории нарушения.
Помощь семье должна состоять не в том, чтобы взять на себя все родительские заботы и проблемы, а в том, что бы обеспечить родителей необходимыми знаниями, умениями, навыками для успешного воспитания, развития и социализации ребенка. Изменить отношение к ребенку от жалости и гиперопеки к деятельному участию. Только в тесном взаимодействии с семьей можно создать оптимальные условия для воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психология и социальная помощь.//Вестник практической психологии и образования 2008 №4(17)
2. Ляш А.И. Система работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Издательский дом Паганель,11 февраля 2011г
3. Мастюкова Е.М, Московкина А.Г Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.,2003г
4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.-М.,: Изд-во Института Психотерапии,2003
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность