Работа педагога-психолога
Психологическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса
Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.).
Основная цель Службы-обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи Службы:
-сохранять и укреплять психологическое здоровье участников образовательного процесса;
- содействовать в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
- осуществлять необходимую консультативную, диагностическую, просветительскую и психопрофилактическую помощь руководителям, педагогическим работникам и родителям;
- определять индивидуальные особенности детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
- выявлять и устранять причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- оказывать необходимую срочную психологическую помощь субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;
- проводить адаптационные мероприятия со вновь поступившими в учреждение воспитанниками и обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективах;
- определять готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее;
- проводить профориентационную работу в старших классах;
- разработать и реализовывать индивидуальные и групповые коррекционные программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;
- осуществлять психологическое консультирование детей и взрослых;
- участвовать в работе педсоветов, консилиумов и др. с правом совещательного голоса;
- составлять заключения и рекомендация по обучению, воспитанию детей и подростков;
- осуществлять научно-методической работу по теме проводимых исследований, методическое обеспечение инновационной педагогической деятельности;
- проводить ряд организационных мероприятий, направленных на оформление кабинета психолога и необходимой визуальной информации.
12.1. Роль психологической службы в формировании психолого-педагогических ориентаций, гуманизации школьной жизни в целях развития личности, повышения психологической культуры.
На основании анализа за предыдущие годы была определена тема и задачи, а также составлен план психологического сопровождения на 2014-2015 уч.г. с охватом работы по всем направлениям.
Приведенные выше задачи решались по направлениям: диагностическая, просветительская, профилактическая, коррекционная, консультационная.
Диагностическая работа включала:
1) Проведение диагностического минимума, в первых классах с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (сентябрь); определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-х и 5-х классов (октябрь), повторная диагностика адаптации (апрель).
Цель и задачи обследования:
- определение уровня готовности к обучению,
- ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска,
- выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил,
- предупреждение и преодоление дезадаптации.
Используемые методики:
- сборная методика на определение уровня познавательных процессов Ю. Соколовой
- рисуночный тест «Школа»
- Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (модификация «Беседы о школе» Т.А. Нежновой);
- «Лесенка».
Результат этих двух исследований определяется характеристикой, условно называемой «уровень школьной зрелости первоклассника (пятиклассника)». Анализируя результаты диагностики были созданы коррекционные группы учащихся, с которыми проводились психологические занятия, направленные на профилактику школьной дезадаптации. Были даны индивидуальные и групповые рекомендации родителям и классным руководителям.
Основные мероприятия, направленные на профилактику школьной дезадаптации у тревожных детей:
- диагностика уровня тревожности обучающихся ( тест Филлипса);
- диагностика социального статуса в классе (социометрия Дж. Морено);
- разработка и проведение психо-коррекционных занятий с детьми.
Результаты диагностики тревожности в 2018-2019 уч. году.
Уровни тревожности |
В начале года |
В конце года |
||
1 классы |
5 классы |
1 классы |
5 классы |
|
Нормальный |
79% |
65% |
91% |
89% |
Повышенный |
18% |
22% |
9% |
7%% |
Высокий |
3% |
13% |
0% |
4% |
Результаты диагностики тревожности в начале и конце учебного года свидетельствуют о снижении школьной тревожности.
12.2. Диагностика тревожности 2-11 классов проводилась в декабре и январе 2018-2019 уч.года.
Используемые методики:
- Экспресс –методика «Школьная тревожность»
- «Школьная тревожность» Филлипса
По результатам диагностики, были определены коррекционные группы учащихся, с которыми проведены тренинговые занятия: «Познай самого себя», «Ковёр мира», «Трудный путь прощения», «Огонёк моей души».
В феврале и марте согласно плану работы проводилась комплексная диагностика учеников 9-х и 11-х классов, направленная на изучение уровня психологической готовности к ЕГЭ.
Цель диагностики:
- определить тип интеллекта учащихся;
- выявить формулу полушарности;
- определить уровень и причины тревожности, возникающей в связи с ЕГЭ;
- ознакомить преподавателей с полученной информацией.
Полученные результаты были доведены для сведения учащихся, родителей, классных руководителей, учителей-предметников. С учащимися 9, 11 классов проведены тренинговые занятия «Уверенность», На которых выпускники получили психологические знания необходимые при сдаче ЕГЭ. Проведены индивидуальные консультации (7).
В течение года проведены следующие мероприятия по профориентации учащихся:
- спецкурс «Психология успеха», «Твоя профессиональная карьера» (9 классы),
- Методика «Карта интересов» (9, 11 классы),
- тест «Способности школьников»( 9,11 классы),
- тест «Тип интеллекта» ( 9,11 классы),
- методика ДДО ( 10 класс),
- Методика Айзенка (по выявлению характерологических особенностей личности),
- родительские собрания в 9, 11-х классах «Как помочь ребёнку, правильно выбрать будущую профессию»,
- классный час «Темперамент и выбор профессии».
Большое внимание уделяется психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведено анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»; проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.
В рамках профильной подготовки учащихся 10 класса была проведена диагностическая работа: методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек», проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты.
Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 40 учащихся 8 – го класса. Из них только 14 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.
Тем не менее учащиеся 8 –х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования.
Из полученных результатов видно, что учащиеся 8 класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.
Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса показывает, что после 9 класса большинство учащихся уже определили будущую профессию.
Для успешного осуществления профильного обучения, по мнению учащихся, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии.
Исходя из полученной информации в результате анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.
12.3. Работа с родителями.
С различными вопросами выступала на родительских собраниях, методических советах классных руководителей, учителей – предметников. С некоторыми учащимися и родителями была проведена консультативная работа.В течение года проводился ряд мероприятий по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни:
- в октябре для учащихся 7- 9 – х классов был проведен классный час «Курение, алкоголь – дань моде, привычка, болезнь»;
-в 5-6 классах беседа «Привычки – хорошие и плохие» (октябрь),
- диспут в 10-11 классах «Наркомания – миф или реальность» (ноябрь),
- с учащимися 5-11–х классов была проведена анкета «Отношение учащихся к вредным привычкам» (октябрь),
- в ноябре в школе проводится мониторинг «Наркоситуации в подростковой среде» целью которого является:
- изучение наркоситуации среди подростков в настоящее время и сравнение результатов с прошлыми годами.
- определение основных форм, методов, направлений работы по профилактике здорового образа жизни.
Самыми важными для себя жизненными ценностями школьники назвали:
- Семья
- Здоровье, здоровый образ жизни
- Друзья
- Сама жизнь
- Дальнейшее образование
- Любовь
- Не знаю
- Школа
- Общение
Проведённые мероприятия имеют место в развитии и воспитании личности школьников. Но необходимо отметить и то, что ученики лишь односторонне понимают проблему, а также существуют проблема навыков общения, не широкий кругозор по развитию здорового образа жизни. Поэтому есть необходимость в проведении внеклассных мероприятий по следующим темам:
- конфликты в подростковой среде;
- навыки общения со сверстниками, старшим поколением;
- «вредные привычки и борьба с ними»;
- «моё хорошее настроение» и т.д.
Как известно коррекционная работа занимает важную роль в эффективности работы психолога в качестве «помощника» по адаптации учащихся, по развитию их познавательных способностей, повышению учебной мотивации, когнитивных процессов, духовных и нравственных качеств и т. д., но к с сожалению невозможно заниматься коррекционной работой полноценно как хотелось бы. Но, тем не менее, этой области отводится определённое время. Работа ведётся в 1-х классах, и в 5-х классах. Учащиеся с большим интересом посещали занятия. Это и не удивительно; игровая атмосфера, новая обстановка (игровая комната), малые группы – всё это создаёт доброжелательную атмосферу, способствует адаптации учащихся.
В шестых и седьмых классах проведён психологический классный час «Жизненные ценности». Занятие произвело впечатление на детей.
Для учащихся 7-х, 8-х классов были проведены следующие психологические классные часы: «Победить неуверенность в себе», «Эти вредные конфликты».
Ребята 10 класса стали участниками психологического занятия «Контакты и конфликты», тренинга «Ковер мира».
В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, индивидуальная диагностика, коррекционные занятия. На Совете по профилактике давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.
Возможно, это может повлиять на положение дел. Важно, чтобы каждый работник школы относился к детям как к своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не перерастали в правонарушения и преступления.
В течение учебного года проводилось психологическое консультирование всех участников образовательного процесса. Консультационная работа шла традиционно в виде собеседования с учащимися. С каждым годом интерес и необходимость в психологическом консультировании родителей растёт. Тематика консультаций разная, но наиболее часто родители обращаются с проблемами воспитания и взаимоотношений с детьми, снижение интереса к учёбе. Наиболее часто консультации с учениками проходят после диагностического исследования, потому как дети хотят больше узнать о себе.
Приход детей на консультацию к психологу обусловлен ещё непониманием со стороны окружающих, чувства одиночества. Поэтому кабинет психолога необходим в школе, так как дети могу разрешить многие свои проблемы (по анализу консультаций).
Психологическое просвещение учителей и родителей занимаем особое место в работе психологической службы школы. В течение года проведены общешкольные родительские собрания по следующим темам:
- «Алкоголь и проблемы психического и нравственного здоровья ребёнка», (октябрь);
- «Мальчик и девочка в семье. Проблемы и подходы в воспитании» (февраль);
- «Как воспитать толерантного человека» ( март);
- «Как поддержать ребёнка во время выпускных и вступительных экзаменов»
(апрель);
12.4. Выступления на школьных методических объединениях:
- «Суицид, как психологический феномен» (февраль);
- « Рекомендации психолога в работе с трудными детьми» ( март)
- «Диагностика в работе классного руководителя». (октябрь)
Методический (стендовый) материал:
- «Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий»;
- «Психотерапия неуспеваемости»;
- «Как поддержать самоценность ребёнка»;
- «Наказывая, подумай зачем?»;
- «Психологическая подготовка к ЕГЭ»;
- «Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком»;
Участие в научно-практической конференции с проектом «Влияние компьютерных игр на агрессивность детей и подростков».
Выводы:
Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы психологической службы. Охват работы растет в связи с тем, что психолог имеет четко поставленные задачи и конкретные цели своей работы, а также благодаря тому, что осуществляется непрерывное психологическое сопровождение участников образовательного процесса.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
- Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
- Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их у внеурочной деятельности.
- Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
- Продолжить проведение занятий по программам:
- «Перекресток» (группа риска)
- «Успешная адаптация» (1, 5 классы)
- «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 – 9-х классов,
- «Уверенность» (9,11 классы)
- Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 – 11 классов,
- «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл., «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 6 – 7 кл.
- Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.
- Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.
Результаты анкетирования учащихся 8 - 11-х классов показало
устойчиво-позитивное отношение:
- к семье - 90%;
- к Отечеству -70%;
- к природе (Земле) – 75%;
- к миру – 87%;
- к труду – 70%;
- к культуре – 76%;
- к знаниям – 79%.
В школе среди учащихся 9 - 11 классов проводилось анкетирование с целью выяснения степени удовлетворенности учащихся школой.
Результаты анкетирования:
Классы |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
9-е |
10% |
55% |
35% |
10-е |
15% |
35% |
50% |
11-е |
10% |
60% |
30% |
В этом учебном году в школе освоены технологии модели образования, основанные на ценностях воспитания многокультурной, многоязыковой личности и направленной на развитие гражданской активности.
Уровень коммуникативной толерантности определяет насколько дети способны принимать или не принимать индивидуальность других людей.
Диаграмма показывает средний и высокий уровни толерантности наших учащихся. Низкий уровень означает полную нетерпимость к окружающим людям. Таких учащихся у нас нет.
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность